27 ДЕКАБРЯ 2001

*  ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ЕЖЕДНЕВНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН  *

mailto:kpakm@kaznet.kz mailto:kazpravda@asdc.kz

web_kp@asdc.kz Культура [27.12.2001] В "десятку" не попали В столичном Конгресс-холле прошел V фестиваль "Золотой диск - казахстанская песня года". Звезд эстрады по традиции ожидали в середине января накануне старого Нового года. Но фестиваль пожелал "вписаться" в юбилейный декабрь. И это не единственное "нарушение" традиций. "Золотой диск" прошел в Астане уже в третий раз.
Его организаторы - творческое объединение "Сезон" и российская компания "Музыкальноеединство", которую, впрочем, возглавляют выходцы из Казахстана, приготовили для зрителей сюрприз. Звезды и звездочки эстрады, появившись во дворце, проходили через холл по ковровой дорожке сквозь "живой" коридор. Поэтому поклонникам представился случай разглядеть вблизи своих кумиров, взять на ходу автограф.
Слышала уже после концерта, как одна из девушек хвасталась подруге, что ей удалось ущипнуть одного из "Бубликов". Организаторы выдумкой гордились - не Каннский фестиваль, но все-таки. А затем начался концерт. На предыдущих фестивалях назывались имена победителей в многочисленных номинациях. В этот же раз звучала всего одна - "Лучшая песня 10-летия". А потому зрители увидели не только скрипачку Лану, но и ставших уже легендами эстрады Розу Рымбаеву и Макпал Жунусову.
Конечно же, первой получать "Золотой диск" вышла несравненная Роза, и одной из лучших признана песня "Казак елiм". Но, как задумывалось по сценарию, певцы исполняли не песню-победительницу, а хит уходящего года. Иначе говоря, получилось "два в одном" - отдали дань уважения старой песне, услышали - новую. Вскоре на сцену "выкатились" "Бублики". Их песня "Капает дождь" настроила на лирический лад зрителей, скажем, среднего возраста, которым важны не притопы-прихлопы, а мелодичность.
Большое спасибо Макпал Жунусовой за то, что утолила ностальгию по старой доброй эстраде. Бауржана Исаева встретили особенно тепло, и причем не жидкими хлопками, а на редкость дружными аплодисментами. Кстати, песня "Аяулым", принесшая ему Гран-при фестиваля "Азия дауысы", стала лучшей и сейчас. Роза Рымбаева, как первая исполнительница счастливой песни, вручая награду, сказала: "У нас много звезд эстрады, но он (Бауржан) отличается красивым голосом". Думаю, здесь можно обойтись без комментариев.
На сцену выходили Руслан Тохтахунов, Асылбек Енсепов, Кирилл Ли, дуэт "АБК", группа "ULUTAU". К сожалению, не пришлось увидеть победителей прошлых лет: Парвиза Назарова, Рахата Турлыханова, Гулю Тулегенову. Хотелось бы услышать Марата Омарова, Нагиму Ескалиеву, Нурлана Онербаева - это же цвет казахстанской эстрады.
Поэтому возникает вопрос: а стоило ли так громко называть номинацию "Лучшая песня 10-летия", если этого звания удостоились в основном песни последних двух-трех лет, ведь именно столько от роду большинству групп? Гендиректор творческого объединения "Сезон" Джамиля Аимбетова объяснила отсутствие некоторых певцов их занятостью в предновогодних программах и концертах. Тогда надо ли было торопиться с фестивалем?.. Марина ПАРХОМЕНКО г. Астана [27.12.2001] Большое кино ждет новых художников
В тяжелые дни 1941 года, когда на западе полыхала война и фашистские войска вплотную подступили к Москве и Ленинграду, были изданы два решения Совнаркомов СССР и Казахской ССР (7 и 12 сентября) об организации в Алма-Ате студии художественных фильмов.
Еще чернила не успели засохнуть на этих документах, как на свет появилось третье важное постановление Совнаркома союза от 15 ноября о создании в Алма-Ате Центральной объединенной киностудии художественных фильмов в составе эвакуированных "Мосфильма", "Ленфильма" и Алматинской студии художественных фильмов. Советское правительство не могло поступиться железным принципом: дух народа надо поддерживать во что бы то ни стало.
В итоге, временно, на период войны Алма-Ата стала центром советской художественной кинематографии, одной из кинематографических столиц мира. Да и то сказать: С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, С. Васильев, И. Пырьев, Л. Трауберг, Л. Смирнов, В. Андреев, В. Марецкая, И. Черкасов, Д. Вертов, Л. Косматов - весь цвет советского кино, почти 500 человек, переехал в нашу Алма-Ату. О таком звездопаде город в мирное время мечтать не мог.
Но главное заключалось в том, что именно в Алма-Ате были сняты "Она защищает Родину", "Котовский", "Парень из нашего города", "Секретарь райкома", "Жди меня", "Русские люди", "Иван Грозный", "Нашествие" и другие известные кинокартины. Теперь, спустя шесть десятилетий, эти фильмы можно увидеть только в киноархивах или на специальных показах по телевидению, а тогда их с восторгом и неослабевающим интересом смотрели не только советские зрители, но и в Китае, Монголии, Корее, Японии.
Так что юбиляру - кинокомпании "Казахфильм", являющейся прямой наследницей входившей в ЦОКС Алма-Атинской студии художественных фильмов, - есть что вспомнить. Дальнейший послевоенный рост "Казахфильма" определялся тем же славным временем.
В Алма-Ате осталась прекрасно оборудованная и оснащенная современной аппаратурой киностудия, да и не все специалисты редких кинопрофессий пожелали после эвакуации вернуться домой, к тому же опытные московские и ленинградские кинематографисты за время войны подготовили и обучили своей профессии много местных кадров.
В организованной при ЦОКСе студии киноактера, в которой получили первоначальное кинообразование будущие заслуженные и народные артисты и режиссеры А. Умурзакова, Д. Тналина, К. Абусеитов, А. Карсакбаев, К. Кожабеков, З. Шарипова и другие. Уже в те годы мастера центральных студий в содружестве с начинающими творческими работниками создали ряд художественных фильмов на казахстанские темы:
"Сын бойца" (сценарий С. Михалкова, И. Прута, Г. Мусрепова), "Песни о великане" (сценарий А. Тажибаева, Л. Жежеленко), "Белая роза" (постановка Е. Арона), а также фильм-концерт "Под звуки домбры" (режиссеры А. Минкин и С. Тимошенко), кроме того, регулярно выпускался хроникально-документальный киножурнал "Советский Казахстан". А ведь у казахского кино был и довоенный опыт.
Еще в конце двадцатых и начале тридцатых годов трестом "Восток-кино" были сделаны фильмы "Мятеж", "Песни степей", "Джут", "Тайны Каратау", "Вражьи тропы", а в 1938 году "Ленфильм" поставил первую полнометражную картину "Амангельды", авторами сценария которого вместе с В. Ивановым были Б. Майлин и Г. Мусрепов, а исполнителем главной роли Е. Умурзаков. Сразу после "Амангельды" была снята в 1940 году картина "Райхан" по сценарию М. Ауэзова.
Вообще у истоков нашего кино с самого начала стояли такие деятели культуры, искусства и науки, как М. Ауэзов, С. Сейфуллин, И. Жансугуров, Б. Майлин, Г. Мусрепов, А. Тажибаев, С. Муканов, К. Куанышбаев, Е. Умурзаков, К. Джандарбеков, С. Кожамкулов, Ш. Жиенкулова, М. Толебаев, К. Сатпаев, А. Маргулан... Они призывали кинематографистов к подлинному творчеству, освоению сложных народных тем, раскрытию тончайших нюансов самобытного и богатого национального характера.
Первой художественной картиной, выпущенной самостоятельно в 1945 году Алма-Атинской студией художественных и документальных фильмов, была "Песни Абая". Заметьте, образ великого поэта и мыслителя до сих пор, как магнит, притягивает к себе казахских кинематографистов величием, загадочностью и трагичностью судьбы. А тогда фильм был принят хорошо, хотя рецензентами справедливо отмечалась некоторая назидательность, явная слабость ряда эпизодов и всей конструкции картины в целом.
Но фильм и сегодня смотрится с интересом, восхищает игра занятых в нем актеров. А возьмите другие картины на самые труднейшие исторические темы, с постановкой сложных философских вопросов бытия: "Джамбул", "Поэма о любви" ("Козы-Корпеш и Баян-Сулу"), "Ботагоз" и "Его время придет" (о Чокане Валиханове).
Критики тех лет почти в один голос утверждали, что, "несмотря на ряд существенных недостатков, эти фильмы являются произведениями исторически правдивыми", особенно отмечая при этом замечательную и выразительную игру уже признанного тогда Шакена Айманова и молодого Нурмухана Жантурина. Труднее обстояло дело с картинами на современную тему с положительным героем в центре повествования. Этого требовали от авторов еще на стадии сценария, а потом на всех просмотрах рабочих материалов. К тому же еще к месту и не к месту надо было воспевать великие идеи партии. И выход был один - комедия! Только в комедии можно было хоть немного отвлечься от героев, окрыленных великими революционными идеями. С чем прекрасно и справился Шакен Айманов, сняв в 1957 году первую музыкальную комедию "Наш милый доктор". Таких людей, как Айманов, в народе называют самородками.
Неподражаемый актер, умелый организатор, он самостоятельно учился кинорежиссерскому мастерству. Вместе с ним ставили свои первые фильмы выпускники ВГИКа М. Бегалин, С. Ходжиков, А. Карсакбаев и другие. Настоящее становление казахского киноискусства наступило в начале 60-х годов. Один за другим вышли на всесоюзный экран фильмы, ставшие золотым фондом казахского кино: "Сказ о матери", "Меня зовут Кожа", "Земля отцов", "Тревожное утро", "За нами Москва", "Кыз-Жибек", "Конец атамана", "Песнь о Маншук".
Бывший в то время председателем Госкино Камал Сейтжанович Смаилов вспоминает: - Это было время необычайного подъема в литературе и искусстве, когда вся ведущая интеллигенция болела за наше кино. В художественный совет киностудии входили Ш. Айманов, Г. Мусрепов, А. Маргулан, И. Омаров, А. Тажибаев, М. Каратаев, Ж. Молдагалиев, А. Нурпеисов, К. Мухамеджанов, А. Алимжанов.
Полемики проходили оживленно, споры были жаркими, доводы аргументированными и с исторической, и с художественной точек зрения, но, несмотря на острые баталии, атмосфера была интеллигентной. Главными редакторами были Куандык Шангитбаев, Ануар Алимжанов, Олжас Сулейменов, Аким Тарази, Абиш Кекилбаев, Толен Абдиков, Мурат Ауэзов. Главным музыкальным редактором был Нургиса Тлендиев. Это все талантливые люди, сильные личности.
В эти же годы выпускник ВГИКа Амен Хайдаров снял первый мультипликационный фильм "Почему у ласточки хвост рожками", получивший вторую премию III Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде. С этой "первой ласточки" и началось анимационное наше кино - был создан цех мультипликации, где вскоре стали трудиться высококвалифицированные мастера: В. Чугунов, Ж. Жумабеков, Б. Калистратов, Ж. Даненов, Г. Кистауов, А. Бейсембинов, Е. Султанбекова, Г. Дусенко и другие.
А наших кинодокументалистов по праву называют летописцами истории. Возникшее раньше художественного хроникально-документальное кино республики развивалось от простой фиксации фактов к образно-публицистическому освоению современности, к большим поэтическим обобщениям. Здесь всегда плодотворно работали О. Абишев, Г. Новожилов, О. Зекки, М. Сагимбаев, Я. Смирнов, Ф. Абсалямов, А. Кулаков, Ю. Симаранов, В. Татенко, С. Азимов, О. Жунусов.
Сейчас стало модным безжалостно критиковать и безосновательно чернить недавнее прошлое, в том числе и кинематограф, нередко заявляется, что за всю историю казахского кино ни один фильм не окупил в прокате свои затраты. Между тем любой фильм, принятый на союзный экран, тогда просматривало не менее 10-12 миллионов зрителей, и почти все фильмы возвращали свои затраты в казну государства.
Много теплых слов кинематографисты говорят о таких организаторах кинопроизводства, как Т. Кенжебаев, А. Мамбетов, С. Таукелов, немало сделавших для дальнейшего развития "Казахфильма". Это при них было подготовлено и отправлено на учебу во ВГИК большинство из тех режиссеров, которые теперь объездили со своими фильмами полсвета. И в более поздние годы "Казахфильм" демонстрировал свой могучий потенциал.
Зрители увидели телевизионный художественный фильм Е. Шынарбаева "Сестра моя Люся", "Волчонка под шапкой" Т. Теменова, "Иглу" Р. Нугманова, "Гибель Отрара" А. Амиркулова, "Суржекей - ангел смерти" Д. Манабаева , "Балкон" К. Салыкова и "Жансебил" А. Шажимбаева. Эти картины до сегодняшнего дня остаются, пожалуй, самыми крепкими в профессиональном отношении из всех фильмов, созданных режиссерами за последние десять с небольшим лет.
Современные режиссеры, к сожалению, своими фильмами пока что только открывают Казахстан для узкого круга зарубежных любителей кино. "Америки" большого кинематографа еще ждут своих первооткрывателей. Но эти временные огорчения никак не умаляют заслуг "Казахфильма" на его долгом и нелегком пути. Будем верить, что все самое лучшее нас ждет впереди. Какие наши годы! Сапаргали СУЛЕЙМЕНОВ, член Союза кинематографистов Казахстана г. Алматы

Hosted by uCoz